Граненый стакан

Граненый стакан

854
1

граненый стакан11 сентября 1943 года с конвейера стекольного завода г. Гусь-Хрустальный сошел обновленный граненый стакан, ставший символом советской эпохи.

Почему обновленный? Да потому что граненый символ застолья известен русскому человеку задолго до Советов. Его предшественник появился еще в петровские времена: среди экспонатов Эрмитажа немало образцов граненой посуды XVII века.

Царский период

По легенде первый граненый стакан был сделан стеклодувом Ефимом Смолиным специально для Петра I. Толстостенный сосуд по заверению мастера не должен был разбиться. Испив из него вина, император бросил оземь стакан, и тот – разбился. Но вместо царской немилости, из уст Петра вылетели слова: «Стакану быть!». Кстати именно это событие является началом другой легенды – откуда в России появилась традиция бить бокалы.

По другой версии появлению граненой посуды мы обязаны Мальцовым – старинной купеческой семье, основателей стекольной и хрустальной промышленности. После смерти отца в 1849 году Сергей Мальцов в должности генерал-майора оставил государственную службу и вернулся в родное имение продолжить семейное дело. Для доставшихся в наследство нескольких десятков заводов он закупил американское оборудование. Сделанные с помощью пресса стаканы получались крепкими и дешевыми по стоимости. Вскоре они завоевали огромную популярность, в народе за ними закрепилось название «мальцовских». А верхняя кромка граненого друга называлась «маруськиным пояском» (наливай по маруськин поясок!).

Упоминание о нем есть и в официальных исторических документах. В частности в армейской доктрине XVIII века, изданной Павлом I. По ней суточная норма вина, положенная солдатам, определялась объемом граненого стакана.

Советский период

перНовая жизнь для граненого стакана связывается с другой фамилией – Верой Мухиной, автора знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница». Якобы в 30-ых гг советским руководством было поставлена задача: разработать посуду, которая бы не билась в промышленных посудомоечных машинах. По одной легенде, на создание такой формы Мухину вдохновили работы инженера Николая Славянова, автора дуговой сварки. По другой версии на создание такой формы повлиял художник-авангардист Малевич, совместно с которым Мухина работала в 30-ых гг. По третьей – идею подкинул супруг Веры, любитель застолий.

Хотя авторство Мухиной документально не подтверждено (не говоря уже о легендах), в свое время она занималась и дизайном плакатов, и пошивом одежды, оформлением интерьеров, в том числе работала с фарфором и стеклом. Поэтому версия вполне правдоподобна.

Однако кто бы и не был автором, народ получил удобный многогранный сосуд. Он прижился не только в кругу любителей напитков покрепче чая, но и стал незаменимой вещью для большинства домохозяек: в официальных книгах по кулинарии граненый стакан стал общепризнанной мерой объема, с его помощью лепили, вырезали фигурки из теста.

Фраза «простой как три копейки» также приписывается этому стакану. Так или иначе, но стоил он действительно 3 копейки, и эта дешевизна во многом послужила залогом звездной карьеры советского стакана.

Другая же граненая посуда так и не смогла «выжить» в советских посудомоечных машинах и продолжала биться. Кстати, дизайн классической пивной кружки был создан именно Мухиной. И это на сей раз уже не домыслы, а неоспоримый факт.

Секрет прочности стакана заключался в особой технологии двойного обжига. В конце 80-ых стали активно внедрять новаторские зарубежные технологии, и они стали «взрываться». Это явление вызвало большой резонанс и было освещено в сатирическом киножурнале «Фитиль». Технология была доработана и репутация стакана была спасена. Сегодня граненый стакан скорее редкость, он был снят с производства большинства заводов.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Браво, аффтар!!! Правда: русские знали гранёные стаканы до Мухиной!
    СПАСИБО!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ